Несколько советов тренеру и спортсмену, для достижения большей культуры общения и взаимопонимания.
М. Ганди
Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним.
Основные приемы овладения тренером культурой общения с юными спортсменами
Овладение тренером техникой профессионального общения — задача весьма не простая и достаточно трудоемкая. В ее решении есть как теоретические, так и практические аспекты. Изучение теоретических проблем делового общения — необходимое, но недостаточное условие для осознания личных проблем и проблем взаимоотношений со спортсменами. Стремиться стать своего рода виртуозами общения, научиться понимать людей, знать правила и нормы взаимоотношений и, что наиболее важно, уметь использовать их в нашей профессиональной деятельности — важная задача для каждого специалиста.
Основные методы и приёмы культуры педагогического общения
Отношения тренера и его подопечных складываются определенным образом в каждом конкретном коллективе. Однако практика обучения выработала определенные специфические методы и приемы культуры педагогического общения, используя которые тренер легче добьется своих целей, не испытывая при этом душевного дискомфорта:
вместо того чтобы осуждать обучаемого, постарайтесь его понять;
искренне признавайте все хорошее в воспитанниках;
чаще ставьте себя на место своих подопечных.
В основе любого обучения лежит “гуманистическая психология”
В основе рекомендуемых приемов лежит убеждение в том, что любая критика, осуждение человека наносят удар по его представлениям о себе, ранят драгоценное для него чувство собственного достоинства. На любую вашу агрессию ученик отвечает репрессией. Всегда надо помнить, что тренер сам проецирует отношение воспитанника к себе как к личности.
Вместо осуждения постарайтесь понять, почему спортсмен ведет себя таким образом? Он не должен быть объектом воспитания. Тренер может критиковать поступки, но ни в коем случае не личность. Это губит творческую активность и понижает самооценку.
Десять главных заповедей для спортсмена, как стать еще удачливее
1. Всегда и везде жди от себя только больших и маленьких побед.
2. Если на тебя свалился успех, сделай всё, чтобы все об этом узнали и убеждай себя в том, что это закономерность.
3. Будь во всем последовательным и принципиальным.
4. Никогда не действуй напролом. По возможности придерживайся советов старших и старайся прислушиваться к ним.
5. Проверяй себя, свои способности и не стремись избегать трудных ситуаций, постарайся их преодолевать.
6. Никогда не заостряй внимания на своих бедах и неприятностях, постарайся избегать мыслей о них.
7. Анализируя конфликт, не пытайся свалить вину на другого — лучше посмотри на себя и подумай, что сделать, чтобы наладить отношения со значимым для тебя собеседником.
8. Относись ко всему серьезнее, но позволяй себе прислушиваться к своим мыслям и чувствам.
9. Не рассматривай неудачу как окончательное поражение и больше работай над собой.
10. Научись любить себя и чаще хвалить!
Как тренеру выбрать правильную дистанциюобщения.
дистанция может меняться в зависимости от пола и возраста спортсмена;
обучаемые обычно стараются выбрать большую психологическую дистанцию общения по отношению к тренеру, так как его положение и полномочия выше;
тренер иногда создает ситуации, при которых нарушается и не регулируется общая со спортсменом психологическая дистанция общения;
Большую роль в успешности общения может также играть стол, который подсознательно связывается нами с высоким положением и властью.
Поэтому, если Вы хотите уменьшить психологическую дистанцию и вызвать спортсмена на задушевную беседу, не ведите ее через стол, поскольку именно он порой становится барьером в таком общении и мешает выйти за рамки официального, как бы увеличивая расстояние в нашем восприятии;
установление личного контакта в этом случае почти невозможно, а настроить собеседника против себя очень легко. Но вот улыбка в данном случае — универсальное средство налаживания контакта;
если Вы во время разговора приближаетесь к спортсмену, Вы располагаете его к себе и, высказывая свою просьбу, добьетесь желаемой цели беседы.